Место Владимира Этуша в Доме актера займет Маша Миронова. Или Чулпан Хаматова?

Сегодня в Центральном доме актера должен быть избран новый директор. Прежний — народный артист СССР Владимир Этуш — две недели назад сложил свои полномочия.

Члены правления Дома актера — люди известные. Олег Табаков, Марк Захаров, Александр Ширвиндт, Вера Васильева, Людмила Максакова… Когда они назвали деятельность дирекции неудовлетворительной, оскорбленный Этуш покинул заседание, расценив их слова и поступки как предательство друзей или даже рейдерский захват.

ИЗ СТЕНОГРАММЫ ЗАСЕДАНИЯ ПРАВЛЕНИЯ ДОМА АКТЕРА
Лейтмотив заседания: -В Доме актера царит атмосфера прошлого века… Необходимо создать на Арбате в центре Москвы культурный центр, куда могли бы прийти все — от молодежи до ветеранов.

Игорь Золотовицкий: — Здесь должны проходить фестивали — новаторские, революционные… Отчитываться лишь за вечера памяти талантливейших людей, наших друзей, живущих и ушедших, — это, мне кажется, расточительство. Мне кажется, надо взять современных менеджеров, которые могут сделать бизнес-центр… Да, была Маргарита Александровна (Эскина возглавляла Дом актера в течение 22 лет. — Ред.), но все поменялось…

Олег Табаков: — Достаточно времени прошло без Маргариты Александровны, чтобы изменить ход событий. Не меняется… Это означает, что руководство этого дома должно уйти…

Александр Ширвиндт: — Олег Павлович прав. Нужно в этом Доме создать, как у Кадырова, совет старейшин в папахах около мечети во главе с Владимиром Абрамовичем (Этушем. — Ред.)… Нужна программа, ночи, муки, крики, водка, танцы, то, что когда-то было в 64-м году, а не отчеты, аудиты…

Владимир Этуш: — …Я вырос в этом Доме, я дружил с Александром Моисеевичем (основателем и первым директором Дома актера, отцом Маргариты Эскиной. — Ред.), он очень хорошо понимал, что делает. Другая атмосфера была. Сейчас этого сделать нельзя. Ушел пласт культуры.

Вера Васильева: — Мне жалко, что у нас заседание проходит не в дружеском ключе. Дом старомоден. Лично мне это дорого… Но я понимаю, что мы не стали центром культурной Москвы…

Олег Табаков: — …Вот этого не должно быть дальше… Если очевидно, что человек не волокет, не надо ждать… Нет тут тайн мадридского двора, ни против кого я не дружу из присутствующих здесь.

Марк Захаров: — Я бы не хотел, чтобы после меня в «Ленком» пришел мой ровесник. Я бы хотел, чтобы пришел человек, который вызывал бы у меня ошаление, как стихи Хлебникова… Я за простое, резкое решение вопроса.

Юлия Борисова: — Я тоже не знаю, что делать. Должна быть молодежь, чтобы жил Дом актера… Это делать нужно безусловно, но я не знаю как.

Людмила Максакова: — …Все были молодыми. И Марк Анатольевич, который хотел доказать что-то Плучеку. Лелик со своей «Табакеркой» прошел сколько инстанций. Но он был полон желания, знал, чего хочет… Творческое бурление может возникнуть только из юных тел, простите, и из юных сердец…

Игорь Золотовицкий: — А «Винзавод»? Там выставки, что-то невероятное, зрители спят в мешках, новое искусство, непонятное абсолютно, взрыв, бомба… Если интересно, богатые дают деньги.

Владимир Этуш: — Вы закончили? Вот к вопросу о вечерах: Элина Быстрицкая, Добронравов и Пахмутова, Борис Щербаков, памяти Лиепы, 100 лет со дня рождения Покровского, «Сатирикон», вечер Александра Михайлова, вечер памяти Ахмадулиной — это на большой сцене. А в малых залах: памяти Катина-Ярцева, Шапошниковой… Скажите, названия сильно отличаются от тех, что были при Маргарите Александровне?

Олег Табаков: — Это поминальный список. Это что-то с моргом связанное, а должно быть что-то другое…

Владимир Этуш: — Начиная с Эскина, и при Маргарите, — вот такие были вечера.

Олег Табаков: — Я думаю, не грех в XXI веке поправить даже Маргариту…

(Далее идет голосование, 7 членов правления назвали работу дирекции Дома актера неудовлетворительной. Воздержались трое. Удовлетворенных нет.)

* * *

Владимир Этуш: — Уважаемые товарищи. Я, инвалид Отечественной войны, взял на себя руководство по рекомендации Маргариты Александровны, которая понимала, кого она хочет видеть преемником. Вы очень тенденциозно выступали. Это я чувствовал с самого начала. Особенно Табаков. Я складываю с себя полномочия. Спасибо.

(Этуш покидает заседание.)

Олег Табаков: — Есть ли еще инвалиды Великой Отечественной войны здесь?

Людмила Максакова: — Нет, есть просто инвалиды.

Олег Табаков: — Значит, нужно назвать вещи своими именами. Два года шел развал. Бесхребетность наша, в общем-то…

Вера Васильева: — Тогда мы в свое время должны были бить в колокола.

Игорь Золотовицкий: — Мне кажется, мы бы могли предложить Маше Мироновой ознакомиться с ситуацией. Маша вхожа в театральные круги. Вы все ее хорошо знаете. Мы ей поможем чем сможем. Может быть, какую-то атаку мозговую. Мне кажется, что Маша — хорошая кандидатура.

Олег Табаков: — Товарищи коллеги, если по делу говорить, надо, как советовал Владимир Владимирович, не Путин, а Маяковский, «Америку закрыть. Почистить и открыть заново».

Марк Захаров: — Это вопрос серьезный.

Александр Ширвиндт: — …Я предлагаю Машу. Предлагаю сделать временное переходящее правительство в лице Жигалкина и Золотовицкого…

Игорь Золотовицкий: — Надо три человека, Олег Павлович.

Александр Ширвиндт: — Вы никуда не деваетесь, Олег Павлович… Согласны?

Олег Табаков: — Согласен.

Людмила Максакова: — …Раньше вы говорили, что Маша согласна, а теперь у меня сомнения, как и у Олега Павловича. В чем она себя так проявила?

Александр Ширвиндт: — Мы сейчас не обсуждаем кандидатуры…

Людмила Максакова: — Ну та же Чулпан Хаматова — она одна собрала этот фонд, она им занимается. У Маши не такой фонд совсем…

Игорь Золотовицкий: Итак, 10 ноября в три часа дня…

Комментарий Владимира Этуша
Вот что сказал нам Владимир Абрамович о сути претензий к нему правления Дома актера:

— Это заседание правления мне напомнило 37-й год. Такой же был отвратительный и подлый стиль. Хотя те же самые люди и назначили меня директором.

Я хотел последовательно сохранять традиции Дома актера. Если возникают новые проекты — пожалуйста, я не против. Но никто из членов правления не приходил с новыми идеями. Более того, никогда я их не видел ни на одном творческом вечере. Какое они имеют понятие об этих вечерах, если они там не были?

Я за место директора не держусь, но сама форма высказанных претензий была оскорбительной. Я считаю это подлостью и расправой. Тем более что не такой большой срок прошел после смерти Маргариты Эскиной, чтобы делать выводы о моей работе. Странно и то, что это заседание случилось после того, как я нанял аудиторов, которые провели проверку и обнаружили серьезные нарушения в работе хозяйственной части Дома актера. Антикризисные управляющие предложили целую программу, как их устранить, и уже начали работу. И почему-то именно в этот момент решили меня снять с должности директора.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Осадочек остался

Говорят, еще до Этуша директор Маргарита Эскина мечтала превратить Дом актера в серьезный культурный центр. На воплощение грандиозных замыслов ей не хватило не то времени, не то здоровья
, а может, дразнить завистников не хотелось. Восьмиэтажное здание, расположенное в самом центре Москвы, на Арбате, многим представлялось лакомым кусочком, за который и раньше велись бои. Маргарита Эскина и Владимир Этуш, которого она называла своим преемником, здание сумели отстоять.

Но одно дело — спастись от рейдерского захвата. И совершенно другое — превратить уютный ностальгический Дом актера в действительно яркий творческий центр столицы, в экспериментальную площадку, где бурлит театральная и околотеатральная жизнь. Тут и спорить не с чем — домашних радостей в виде ностальгических юбилеев и вечеров памяти для этого маловато. И в стенограмме заседания уважаемые люди говорят немало справедливого: нужно что-то менять. Правда, похоже, никто толком не знает, как, с чего начать, — тут и про менеджеров неведомых, и про «бизнес-центр» вдруг вспомнили, — но надо. И с этим тоже не поспоришь. Тем более что не один Дом актера такой в Москве, и другое модное когда-то местечко, Дом кино, кажется, живет таким же вчерашним днем…

Жаль только, что ни иного способа решения проблемы не нашли, ни слов человеческих в адрес человека действительно заслуженного, действительно любимого страной. Понятно, что мы заглянули за кулисы междусобойчика, где «все свои». Ну да, Маша Миронова и Чулпан Хаматова — хорошие актрисы. Возможно, будут и прекрасными директорами. Но, что ни говори, резанули эти слова из стенограммы про «инвалидов» (а какие-то слова мы и приводить не стали). Осадочек, как говорится, остался.

А нельзя ли идти к этому самому светлому новому так, чтобы не топтать старое? Вопрос, видимо, в нашей стране риторический.

Анастасия ПЛЕШАКОВА — 10.11.2011
Источник: «Комсомольская правда«

Комментарии

5 комментариев к "Место Владимира Этуша в Доме актера займет Маша Миронова. Или Чулпан Хаматова?"

  1. Екатерина - Вс, 27 Ноя 2011 04:43 

    Откуда такая тяга к бизнесцентрам у деятелей культуры? Завоёвывать сердца в том числе и состоятельной публики считают для себя задачей второстепенной. Им ли, прожившим жизнь в исксстве, не знать как много в молодёжи вторичного, подражательного, творчески беспомощного. Им ли не знать, что оценить истинный талант может только опытная проницательность. Где, как не в Доме актёра, будет осуществляться приемственность поколений? Молодым это нужно, как воздух. Позор разрушителям, так трудно создававшегося, культурного слоя. Оголтелая жадность заместила в этих людях творческий огонь, который светит и греет сквозь время в лучших актерских работах неувядающей классики.

  2. Любовь - Вс, 27 Ноя 2011 13:11 

    Ой…Просто аотрясли эти словосочетания: «Это поминальный список. Это что-то с моргом связанное…»,»Есть ли еще инвалиды Великой Отечественной войны здесь» и пр.
    Очень жаль, конечно, что друг В.Этуша , — Михаил Ульчнов умер.
    Никто бы не посмел сказать то, что было произнесено.
    Он был великим человеком, и великим актёром. Поэтому и дружил с В.Этушем.

  3. Евгений (Красноярск) - Пт, 9 Дек 2011 21:24 

    Уважаемый Владимир Абрамович,да плюньте Вы ,на этих деятелей культуры! Самое главное,что зрители Вас любят,от Москвы до самых до окраин! Здоровья Вам большого и долголетия,житейского и творческого! Да,вот тебе и Лёлик! Разочаровал меня Табаков,как человек. Своим цинизмом.

  4. ЦИЛЯ (Израиль) - Чт, 5 Янв 2012 21:58 

    А нельзя ли идти к этому самому светлому новому так, чтобы не оскорблять участника ВОВ, довольно пожилого мужчину, который столько сделал для страны. А О.П.Табаков всю жизнь только и бросается хорошими людьми. Начиная с Л.Крыловой и заканчивается Вл.А.Этушем. Владимир Абрамович мы Вас любим и уважаем. И дай Вам Бог здоровья на долгие годы!!!

  5. ЦИЛЯ (Израиль) - Чт, 5 Янв 2012 22:44 

    А нельзя ли идти к этому самому светлому новому так, чтобы не оскорблять участника ВОВ, довольно пожилого мужчину, который столько сделал для страны. А О.П.Табаков всю жизнь только и бросается хорошими людьми. Начиная с Л.Крыловой и заканчивается Вл.А.Этушем. Владимир Абрамович мы Вас любим и уважаем. И дай Вам Бог здоровья на долгие годы!!! Я первый раз зашла на этот сайт. Что за издевательство??? Почему я не могу высказать своё мнение???

Оставить комментарий